«Я 28 лет работаю на этом рынке и вижу, как трансформируется отношение жителей к страховщикам, — поделился исследованием Сергей Цикалюк. — На самом деле, уровень доверия к страховому бизнесу ниже в сравнении с банками, невзирая на примеры ухода банков с рынка, блокированные счета заводов, которые потом должны были банкротиться, и потери по вкладам физлиц. Но с точки зрения технологий отечественные банки ушли далеко вперед, и в этой части они стали современными, при этом не только по европейским меркам, но и мировым. Это сильно оказывает влияние на уровень довольства заказчиков, отсюда и рост доверия. В страховании также были собственные истории нерадивых игроков, и, к сожалению, области трудно освободиться от связанного с этим негатива. Пожалуй, нужно больше повествовать о сути бизнеса, чтобы уйти от этого „страховщики-вредители“. Если провести замеры по доверию среди тех людей, которые встретились со страховыми вариантами и получили выплаты, итоги будут иными. У нас около 400 тыс. заемщиков ипотеки избежали собственную жизнь, в год по ним происходит порядка 500 убытков, к сожалению, из жизни уходят около ста человек, в среднем по риску гибели мы выплачиваем 2-3 млн рублей».
Сергей Алексеевич сообщил, что по техногенной трагедии на Загорской ГАЭС страховщики заплатили не менее 8 млрд рублей., по пожару на Березовской ГРЭС — 25,7 млрд рублей., выплаты по авариям в космосе — это от 3 млрд рублей. до 7,5 млрд рублей. По его мнению, область должна больше повествовать о выплатах. Помимо этого, жители слабо информированы о законодательных переменах, как это было, к примеру, со страхованием ответственности строителей. В итоге вокруг этого вида страхования сконцентрировалось множество плутов, люди остались без выплат. Это не могло не отразиться на общем отношении к страховой области.
В интервью управляющий страховщику коснулся возможностей страхования жителей от ЧС в рамках принятого не так давно законопроекта и его влиянии на повышение доверия к страховщикам, а также поделился сценарием стоимости полиса: «В той конструкции, в которой принят законопроект, это будет трудно, так как район без помощи других решает о страховании. И вот тут я хочу обозначить невообразимую роль регулятора. Представители ЦБ вместе со страховщиками проводят встречи с губернаторами и убеждают региональные власти в необходимости подготовки страховых программ. Без встречного перемещения властей понадобится 5-10 лет для настройки действенной работы законопроекта. Есть отличный образец столичной платформы страхования жилища. Муниципальные власти ее поддерживают. Люди приобретают настоящую помощь, нет вала претензий на страховщиков. Но профицитных районов не так много, из-за этого оперативного и большого результата от этого законопроекта ожидать не стоит».
Он отметил, что уже созданы действующие компании с участием областных властей и страховщиков в Хабаровском, Краснодарском, Приморском концах, Свердловской и Новосибирской областях. Также проходит рассмотрение создания платформы и в других субъектах РФ.
«В законе произнесено, что обязательный риск, который должен быть интегрирован в региональные платформы один — смерть жилища в результате ЧС, — заметил Сергей Цикалюк. — При этом на усмотрение властей в программу могут быть интегрированы особые риски — поражение жилища в результате ЧС, что было бы логичным, или повреждение жилища в результате других происшествий. От этого и от доли участия объекта в софинансировании выплат зависит стоимость полиса. На наш взгляд, средняя цена контракта будет 100-150 руб. в месяц».
Сергей Алексеевич заметил и роль Главного Банка в стабилизации на рынке страхования и уход многих нерадивых игроков: «Мы видим, что произошла установленная стабилизация на рынке. Это следствие высоких условий регулятора к страховщикам. Компании разрабатывают продолжительные стратегии присутствия на рынке, способны вводить не него высококачественные продукты. Но есть определенная взволнованность по поводу условий ЦБ к активам компаний — с 2021 года войдет в силу новая оценка качества активов, их структуры, учета дебиторской задолженности. Если принудить страховых компаний делать эти требования в настоящее время, им будут отвечать от силы двадцать компаний».
И тут важна твердая позиция ЦБ по отслеживанию бизнес-планов страховых компаний. «Мы обеспечиваем возврат на капитал в 30%, а есть компании, которые рассчитывают себе данный уровень на уровне 5%, — уточнил Сергей Цикалюк. — Или возьмем уровень смешанной убыточности. У нас, как и у ряда наших коллег, он ниже 100% и позволяет капитализировать организацию, и на рынке подобных очень много. И здесь, на мой взгляд, образцом для страхового общества подобных характеристик возврата на капитал и комбинированной убыточности должны быть компании, принимающие денежную помощь Главного Банка. В целом это влияет на финансовую стойкость сегмента».