Тормозная жидкость — одна из технологических жидкостей, к выбору и покупке которой необходимо подходить с пристрастием.
Как и любые иные технические воды, тормозная жидкость выполняется в соответствии с интернациональными и российскими стереотипами.
Сегодня абсолютное большинство изготовителей соблюдает 2-ух главных стереотипов:
Классификация FMVSS номер116 — спроектирована Департаментом транспорта США (USDOT). В соответствии с данной спецификацией тормозная жидкость распределяется на классы от DOT-1 до DOT-5;
Специфики SAE J1703 и SAE J1704 — спроектированы в Сообществе автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).
Также есть воды на базе минерального масла, производимая по иным стереотипам, но она почти не применяется на автомобильном транспорте.
Стереотип DOT учитывает 3 компании тормозных жидкостей:
DOT-1, DOT-2 — сейчас почти вышли из потребления;
DOT-3, DOT-4 — наиболее распространенные тормозные воды на базе полиэтиленгликоля;
DOT-5 — жидкость на силиконовой базе;
DOT-5.1 — измененный вариант DOT-4, имеющая усовершенствованные характеристики.
Сразу следует заметить, что воды DOT-5 и DOT-5.1, невзирая на схожесть в маркировке, имеют абсолютно различный состав и характеристики, и гасить одну вместо другой неприемлемо.
Любой тип тормозной воды распределяется на 2 компании:
Для автомобилей без ABS;
Для автомобилей с ABS.
Назначение воды в обязательном порядке указывается на ее упаковке, и может быть распоряжение и в маркировке, к примеру — DOT-4/АБС.
В РФ нередко можно повстречать еще несколько видов тормозных жидкостей — DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и им такие, но в уникальном североамериканском стереотипе подобных классов нет, и в большинстве случаев это рекламный ход изготовителей для привлечения специальной прибыли.
Марка и основные характеристики тормозной жидкости указываются на упаковке, при этом тип воды по DOT в обязательном порядке показан большим текстом.
Также в соответствии с собственным видом жидкость имеет установленную расцветку:
DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 — золотой (с градациями от желтого до светло-коричневого);
DOT-5 — радужный/ярко-красный;
Расцветка дает возможность установить вид воды, предупреждает оплошность в выборе или невольное перемешивание различных жидкостей.
Воды имеют разные характеристики, что обуславливает их применение.
DOT-3 — наиболее доступная и достаточно многогранная жидкость. Чаше всего применяется в легковых и грузовых машинах начальных годов производства с барабанными тормозами (и с ведущими дисковыми), которые не подвергаются чересчур серьезной работы.
DOT-4 — немного более дорогостоящая, а наиболее многогранная тормозная жидкость, которая применяется в легковых и грузовых машинах почти любых видов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря повышенной вязкости прекрасно работает в системах с повышенной ступенью износа, снабжая небольшие утечки.
DOT-5.1 — одна из наиболее дорогостоящих и наиболее взыскательных к работе жидкостей. Из-за невысокой вязкости применяется на свежих машинах, не советуется использовать на машинах с потертой системой тормозов — тогда будет отслеживаться существенная утечка. Также эта жидкость применима для применения в производительных высокоскоростных машинах, где принципиальна большая быстроту отклика системы тормозов.
DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая урезанное применение. Как правило ее выбирают для автомобилей с незначительным сезонным пробегом, и для автотранспортных средств, эксплуатируемых в условиях весьма повышенной (и необычной) сырости. И воды DOT-5 из-за неосуществимости поглощения воздуха и воды (создаются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на автотранспортных средствах с ABS.
При смене тормозных жидкостей необходимо знать об их сопоставимости. В целом случае нужно придерживаться 2-ух советов:
Воды DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 совместимы между собой;
Воды DOT-5 не совместимы ни с какими иными жидкостями.
Первые 3 воды имеют гликолевую базу, к тому же состав добавок у них похожий, потому они в общем совместимы. Жидкость DOT-5 имеет силиконовую базу, и при смешивании с гликолевыми жидкостями случаются трудные синтетические реакции, в итоге которых вышедшая примесь целиком утрачивает собственные качества.
Но и в отношении DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 также лучше не дерзать. Различные изготовители используют разные пакеты добавок, которые при смешивании могут входить в инцидент. Потому разрешается мешать воды разных видов в краях одного брэнда.
Есть ряд показателей выбора тормозных жидкостей для автотранспортных средств:
Рекомендации производителя авто;
Тип, масса и мощностные характеристики авто;
Пробег и положение системы тормозов авто.
В свежие легковые машины сегодня намного чаще гасится жидкость DOT-4 и DOT-5.1 (воды вида DOT-3 применяются существенно намного реже) — при работы в первые 3-5 лет не следует обменивать жидкость, постоянно заливая как раз тот тип и марку, что предложена изготовителем. На грузовых машинах, автобусах и специальной технике намного чаще применяется DOT-4, а DOT-5.1 считается скорее всего исключением.
В машины возрастом от 5 лет и со существенным пробегом не имеет резона гасить слабовязкие воды DOT-5.1 без ориентировочного обслуживания системы тормозов с подменой всех потертых компонентов. Такая замена требует определенных расходов времени и средств, потому легче и выгоднее (а самое главное — без смещения в худшую сторону работы системы и без понижения безопасности) применять воды DOT-4.
Машины начальных годов производства наиболее часто созданы для работы с жидкостями DOT-3, и как правило обменивать ее на DOT-4 не советуется. Данная жидкость имеет большую вязкость, она доступная, и только регулярно необходимо обменивать пластиковые уплотнители в системе тормозов — так автомобиль будет служить еще очень много лет.
Если на авто применяется силиконовая тормозная жидкость DOT-5, то обменивать ее на другую не советуется, и лучше применять как раз то, что первоначально залито на заводе-производителе. Не стоит без особенной потребности выполнять и обратную смену (переходить с гликолевой воды на силиконовую), если на авто есть АБС (повстречать современную автомашину без данной системы сегодня нельзя), то такая замена вообще запрещена.
В случае если замена воды выполняется, то за ранее необходимо целиком прочистить систему тормозов от фрагментов гликолевой воды, заменить потертые детали (что мешает попаданию в систему воды и воздуха), и только после этого гасить DOT-5 со следующей скрупулезной прокачкой.
При покупке новой воды выбирайте обертку того размера, который целиком уйдет на наполнение системы — тормозная жидкость (в особенности DOT-3) непродолжительно находится во обнаруженной упаковке, и применять ее вторично не выйдет, а деньги на излишний размер будут растрачены.
При верном выборе и покупке тормозной воды система тормозов автомобиля будет работать надежно и эффективно, снабжая безопасность перемещения во всех условиях.