Большинство автовладельцев грезят сэкономить на обслуживании своего автомобиля, при этом не изменяя характера его эксплуатации. Это возможно при установке баллонного оборудования (ГБО) на автомобиль. Что это дает, какие есть преимущества и недостатки, и как переоборудовать собственноручно топл. систему, написано в статье.
Что такое гбо, или газобаллонное оборудование автомобиля — это дополнительное оборудование, которое позволяет держать и обеспечивать подачу газового горючего в двигатель внутреннего сгорания (Двигатель внутреннего сгорания). От вида газового горючего и двигателя зависит тип произведенного или переоборудованного авто. Могут быть однотопливные, двухтопливные (питание одним из видов топлива небольшое), двухтопливные (одновременная подача обоих видов горючего).
Говоря об истории ГБО, наверное, необходимо сначала сообщить о появлении газового двигателя. Стартовало все с того, что в 1799 году британец Филипп Лебон приоткрыл светильный газ (примесь H, CH4 и СО) и получил аттестат на его использование. Через 60 лет Этьен Ленуар спроектировал и запатентовал двигатель, который работал на таком газе.
Позже, в 1883 году, британцы сумели соединить газогенераторную установку и двигатель в одном блоке. С этого времени стартовала эра нового вида автомобиля, ставшего весьма популярным в послевоенные годы. Но такое ТС было не очень действенным. В 30-е годы XX века Британия и Германия, как страны, слабо снабженные нефтью и имеющие необходимое число авто, начали думать над поиском другого вида горючего.
Германцы невольно нашли, что при сжатии исчезающих газов, появляющихся после получения топлива, появляется сжиженный газ. Он конденсировался на стенках, его собирали и продавали в баллонах. Когда появилась потребность в альтернативном бензине, его попытались использовать в автомобилях.
В 1935 году на международной выставке автомобилей были показаны 5 модификаций авто, работающих на альтернативном бензине (3 дизеля, измененных под метан, сжиженный нефтяной газ, спирт, и два тепловых). Появившийся недостаток классического горючего к 1942 году сделал машины на альтернативном горючем достаточно распространенными.
Широко переводить ТС на газовое горючее начали около 50 лет назад. После германцев и англичан эстафету схватили поляки, турки, китайцы, литовцы, итальянцы, жители России, украинцы, американцы и многие иные. Такой активный переход выражается тем, что хоть газовый двигатель и работает по тому же циклу, что и бензиновый (курс Отто), но альтернативное топливо дает огромную степень сжатия — порядка 17, в то время как у бензиновых как правило 10–12, в редких случаях — 16 (газ АИ–109).
Машина, оснащенная ГБО, работает на смеси пропана-бутана или на метане. Они закачаны в баллоны под давлением 16 атмосфер (примесь) и 200 атмосфер (бутан). Располагают их в багажниках, если ТС легковое, или под полом в салоне автобуса или на его крыше. Баллоны оборудуются мультиклапаном, через который они заправляются и подают горючее в систему. К тому же клапан гарантирует безопасную работу всей трассе.
Знаете ли вы? Газовые баллоны никогда в жизни не заправляются целиком. Зимой в них содержится горючего на 85%, летом — 75%.
Имеющиеся системы газооборудования по принципу работы можно поделить на традиционные и инжекторные. Первый вариант применяется как правило для карбюраторных авто. Воздух, который поступает в двигатель, проходит через особый миксер, захватывая необходимое число газа.
Тут все прямо пропорционально зависит от силы нажатия педали акселератора (чем сильнее, тем больше газа). В этой системе газ поступает в мотор через форсунки, контролируемые электроникой ГБО. Основной принцип работы нагнетательной газовой системы — неприметность для заводской электроники авто, т. е. блок администрирования не должен чувствовать, что система работает на альтернативном бензине.
Стоит ли устанавливать ГБО Установка ГБО на автомобиль — открытый вопрос. Одни полагают, что это бессмысленно, иные, напротив, убеждены, что оно окупится быстро и позволит сэкономить существенные средства на покупке топлива.
К плюсам оборудования можно отнести:
бережливость;двигатель работает не менее равномерно;источник ДВС возрастает из-за уменьшения перегрузки на его основные образующие;возрастает ходовой запас (если газ закончился, можно добраться на бензине);уменьшаются выбросы углекислого газа.
Анализ окупаемости установки позволит осознать, как будут умными такие траты. К примеру, на обычных машинах заключительных лет выпуска средний расход топлива по городу составляет 8 л/100 км. Допустим, что за месяц автолюбитель проезжает 1500 км, на что он тратит 120 л горючего. Возьмем среднюю цену горючего в 35 руб. /л.
Тогда вы потратите в месяц на заправку 4200 руб. Примесь пропан-бутан стоит 16 руб. /л. В месяц расход будет порядка 130 л, т. е. 2080 рублей.
При таких данных бережливость составляет 2120 рублей. в месяц. Но нужно учесть, что был вклад в оборудование — 20 тыс. рублей. Оно окупится за год, с учетом еще и затрат на ТО. Выходит, вроде и неплохая бережливость, но только если вы в месяц проезжаете более 1000 км. Это значит, что ставить ГБО выгодно тем, у кого машина — способ заработать.
Бережливость и экологичность. Очень многие полагают, что если установить ГБО, то сразу же происходит заметная утрата мощности авто. На самом деле скорость распространения фронта горения у бензина составляет 0,85 м/с, у метана — 0,8 м/с, а у пропана — 0,81 м/с. Как видим, разница не существенная, какие-то сотые части, вследствие этого почувствовать ее невозможно, в особенности это касается современных поколений авто. Ласка сгорания топлива также не сильно отличается от этой характеристики для газа.
Утраты составляют 5–7%, вследствие этого если обладатели авто устанавливают газовое оборудование, то потери в мощности им будут почти не заметны, а вот экономия будет существенная, так как хоть и расход газа на пару л больше, чем бензина, но стоимость его ниже. Автогаз владеет также большим октановым количеством, из-за чего антидетонационное противодействие его выше, тепло он поглощает лучше, из-за охлаждения и параллельного испарения после впрыска. Это все делает работу двигателя не менее действенной.
Сжиженный газ в своем составе не имеет химических элементов, способных вести взаимодействие с моторным маслом, которое сохраняет двигатель от быстрого износа. Как следствие, двигатель, работающий на альтернативном бензине, будет служить продолжительнее, и у вас будет меньше расходов на его обслуживание. Разумеется, постоянную техническую проверку никто не отменял, так как при нарушении подачи газа может стартовать линяние и интенсивное оксидировка моторного масла.
Выигрывает лазурное топливо перед топливом и дизелем и по экологичности. При его сгорании в атмосферу почти ничего не выделяется, а те углеводороды, которые остаются, менее токсичны для окружающей среды. Все это из-за того, что при производстве сжиженного газа не используются добавки и аромавещества.
Чтобы осознать, какое баллонное оборудование лучше, необходимо предварительно проанализировать его существующие разновидности.