Только маленькая часть богатейших стран противостоят взяточничеству в компаниях, дерущихся за оптимальные договоры за границей. Мировая кампания против подобных злодеяний, заброшенная 15 лет тому назад, начала обессилеть с нападением глобального финансового кризиса. Про это пишется в отчете Transparency International (TI).
США и Германия продемонстрировали самое большое усердие в 2011 году в поимке бизнесменов и госслужащих, использующие взятки для решения контрактов и приобретения воздействия. В этих 2-ух странах около 450 криминальных дел о хабаре зарубежных официальных лиц закончились судейскими вердиктами. Это на 25% больше, чем в 2010 году, посчитали в TI.
Стоит отметить, что в Соединенных Штатах расследуется целая волна дел, в которых замешаны бизнес-практики североамериканских организаций за границей. В 2018 году, например, в масштабах такого дела денежный штраф в 41 млрд долларов США договорилась заплатить лекарственная организация Pfizer, «дочек» которой Комиссия по биржам и дорогим документам (SEC) упрекнула в хабаре и «умасливании» докторов и фармацевтов за границей. В бумагах торчала и РФ: SEC заявляла, что на этапе 1990-2000-х годов представители Pfizer выходили и в том числе на достаточно влиятельных госслужащих.
Тогда как Англия и Испания энергичнее врубились в войну со взяточничеством в 2011 году, Япония за прошедшие 12 лет достигла обвинительных вердиктов лишь по 2-м случаям взяточничества за границей. Это невысокая результативность среди исследуемых стран (с учетом объема экономики).
Иные большие страны, включая Францию, Канаду и Боливию, не продвинулось в деле противоборства коррупции в компаниях, работающих в зарубежных юрисдикциях. При этом Мексика, где региональные подразделения североамериканского ритейлера Wal-Mart Stores сталкиваются с нареканиями в даче взяток, не закончила в 2011 году ни единого дела.
Картина во всем мире в общем неблагоприятна. «Прогресс с позиции правоприменения в данной отсутствует, — резюмировала глава подразделения TI в Брюсселе Яна Миттермайер. — Количество зарубежных дел о взяточничестве и в большинстве исследованных стран немного либо равно нолю».
39 стран, включая огромную часть индустриально образованных стран (кроме КНР и Индии) подписали в 1997 году соглашение по войне со взяточничеством в интернациональных деловых операциях. Соглашение спроектировала Организация финансового партнерства и формирования (ОЭСР), которая выслеживает его выполнение вместе с TI. В размещенном Transparency International докладе не выдается черта 2-м странам — РФ и Исландии. Первая подключилась к Конвенции лишь в 2011 году (вошла в силу в 2012 году). А в Исландии у компании нет экспериментального кабинета.
Организация составила маленький перечень, где ранжировала страны по их энергичности в деле войны с «вывозом коррупции». К серьезным отнесены США, Германия, Англия, Испания, Германия, Новергия и Дания, эти 7 стран обеспечивают 28% всемирного вывоза. В середнячках были Япония, Франция, Голландия, Северная Корея, Канада, Италия, Бельгия, Новая Зеландия, Швеция, Австрия, Аргентина и Финляндия (25% всемирного вывоза). Среди «скромников» — Мексика, Бразилия, Турция, Венгрия, Чили, Люксембург, Португалия, Словакия, Словения, Болгария (6%). Никаких сил к предупреждению взяточничества со стороны собственных организаций за границей, по словам специалистов Transparency, не совершают Ирландия, Польша, Чехия, КНР, Израиль, Греция, Австралия и Эстония (4%).
Уклонение правительств предоставить твердый поединок коррупции при совершении интернациональных контрактов сопряжено с ужасным положением мировой экономики. Тем не менее, пока нет исследовательских работ, которые бы связали линию к послаблению войны со взятками с упадком. «Тогда, когда абсолютное большинство индустриально продвинутых стран мучается от мирового регресса экономики, все тяжелее вынудить общественно-политических лидеров предоставить твердую помощь занятию войны с хабаром зарубежных официальных лиц», — пеняют в TI. В компании убеждены, что руководители стран должны отказаться от аргументации, по которой победа в иностранных тендерах и приобретение заявок во время кризиса оправдывает потворство хабару зарубежных госслужащих.