Нашим командам так хочется быть первыми, что они способны переплачивать втрое, только бы предоставить болельщикам то представление, которое те требуют. Газета ВЗГЛЯД предприняла попытку разобраться, как отечественному футболу необходимо уходить от данной модели.
В дальние времена СССР страна готовила собственный народ, что мы можем быть во всем первыми. В открытом космосе, в аграрном хозяйстве, в труде и отдыхе…Ну и в спорте, разумеется. Тогда могли знаменитого тренера Бескова сократить за поражение в конце футбольного первенства Европы, а у футболистов отнять звания специалистов спорта за поражение в 1/8 конца Олимпийских игр.
«Футбол если рассматривать идеальный вариант должен конвертироваться в эндорфины, вырабатываемые людьми. В молокососов, которые на следующий день после поединка выйдут во двор с мячиком, чтобы сыграть в «халков и витцелей»
Эти амбиции достались потом в наследие РФ. Амбиции, в общем-то неподкрепленные ничем. Тогда как Европа уходила вперед, страна старалась встать в строй, а в спорте применялись заключительные источники, остававшиеся от империи. К слову, в футболе СССР, в отличии от большинства прочих типов, империей так и не стал. А амбиции были и остались. И вот сейчас мы вновь грезим о азиатских победах, с стыдом прогоняем хоккейного тренера Быкова, выигравшего 2 первенства мира, и думаем второразрядным Кубок УЕФА, завоеванный ЦСКА и «Зенитом».
Болельщикам сейчас необходима Лига чемпионов. И не только лишь элементарным болельщикам, но также и имеющим для этого средства. Подобным, как глава руководства ЗАО «Газпром» Алексей Миллер. И вот практически принадлежащий ему «Зенит» сейчас мечтает Лигой чемпионов, как раньше — Роман Абрамович. Как раз для этого в Португалии за 100 млрд euro получены футболисты Халк и Аксель Витцель.
Однако амбиции эти совершенно не подкреплены экономически. Для того, чтобы приобрести 2-ух футболистов за 100 млрд, довольно легко оплатить 100 млрд. А для того, чтобы сделать на самом деле удачный азиатский футбольный клуб, любых благотворительных воздействий будет недостаточно. Для достижения итогов в азиатском клубном футболе должна действовать удачная бизнес-модель. И у наших клубов нет другого выбора, чем идти по данному пути, раз они, и все правительство, избрали как раз данный маршрут формирования.
Как всем известно, прибыли основным азиатским футбольным клубам дают преимущественно 3 области – телеправа, билеты и реклама. Определенные клубы, к примеру, португальские либо голландские, делают ставку также на оптимальную реализацию футболистов в не менее состоятельные клубы. Но при подобном раскладе необходимо иметь шикарных экспертов в прочих областях – скаутинге, к примеру. Либо тренеров, которые специализируются на работе с детьми и молодежью. Ни один из отечественных клубов по подобному пути не проходит, потому мы не будем его пока оценивать.
С телевизионными правами картина в РФ лишь начинает перевоспитываться. Государственные каналы с большой неохотой допускают футбол на собственные частоты. В прайм-тайм демонстрируются лишь матчи еврокубков и сборной. Матчи первенства РФ нужно играть днем, чтобы канал НТВ, например, соблаговолил показать одну встречу из всего экскурсионного тура в прямом эфире. Прочая часть доступна лишь на коммерческом телевизионном канале «Наш футбол». Как можно из данного осознать, отечественный футбол снова не понимает для ТВ никакого внимания. По свежему соглашению с «НТВ-Плюс» Премьер-лига обретет за телеправа на 3 года около 100 млрд долларов США (четкие числа не известны). Совокупность смотрится жалкой, если сопоставить ее с той, что приобретает, например, за 3 обозримых года Британская премьер-лига (3,18 млн euro) либо даже итальянская Серия А (2,5 млн euro).
Что же касается популярности матчей первенства, здесь иллюстрация более безотрадная. В прошлом году на матчи РФПЛ примерно шли 13 066 человек. Это восьмой уровень в Европе после Германии, Великобритании, Испании, Италии, Франции и Нидерландов. От голландцев средний уровень отечественного первенства отстает достаточно значительно – на 6,5 млн. человек. О германских 45 116 созерцателях примерно за игру не стоит и грезить.
Ключи: футбол, чемпионат РФ, Лига чемпионов
Похожа картина и в рекламе. Титульные спонсоры дают отечественным клубам ничтожные прибыли. К примеру, ЦСКА приобретает от «Аэрофлота» приблизительно 9 млрд долларов США ежегодно. «Зенит» либо «Спартак» брать в роли образцов неучтиво, в связи с тем что титульные спонсоры отчасти либо целиком считаются обладателями клубов. Сопоставим данную иллюстрацию с «Манчестер Юнайтед» (20 млрд фунтов ежегодно от страховой компании Aon) либо «Баварии» (25 млрд euro от Deutsche Telekom) и приобретем все такой же итог – отечественные клубы сильно отстают по всем основным финансовым данным.
Есть еще денежные средства, идущие от спонсора всей Лиги (организация СОГАЗ), выплаты УЕФА за активное участие в еврокубках и другие прибыли. А данного, как досадно бы это не звучало, не хватит и на одну вторую Халка.
Разумеется, у азиатских болельщиков неминуемо появляется вопрос – откуда же тогда берутся денежные средства на Халков, Это’О и других звезд. В РФ ответ на данный вопрос всем известен – это непосредственные вливания со стороны федеральных либо приватных организаций. Один маршрут, который нам пока доступен. Газпром, Лукойл, РЖД, ВТБ в какой-нибудь момент немного было не начали играть в футбол между собой, формируя собственные команды, а своевременно очнулись. По-другому через несколько лет «Зенит», «Спартак», «Локомотив», «Динамо» могли быть исключены из еврокубков, в связи с тем что УЕФА давно начал кампанию по соблюдению «финансового фейр-плей». Азиатский футбольный альянс старается не разрешить заключительного сращивания бизнес-структур с футбольными, потому хочет вывести футбольные клубы на маршрут самоокупаемости, защитив так что независимость футбола как такого.
Вот соображение знаменитого португальского тренера Жозе Моуриньо: «Реал», «Барселона», «Бавария» – это эксклюзивные клубы. У них имеется история, которую нельзя приобрести за денежные средства. Трофеи, история, традиции, болельщики – эти вещи нельзя приобрести… Клубы, которые проживают только с помощью вложений обладателей, не сумеют без проблем достичь всего данного, поскольку они не имеют данной знаменательной конструкции. Поэтому требования «финансового фейр-плей» последуют не во вред футболу».
Бесспорно, покупка свежих звезд добавит репутации «Зениту». А прямо это едва ли окажет влияние на его телерейтинг либо популярность. Доход от реализации футболок также не имеет критичного значения для экономики самого лучшего клуба РФ. А сооружение нового стадиона такое значение имеет. Такие клубы, как «Зенит» либо «Спартак», в случае построения истинной комфортной комфортной арены вполне готовы основательно сделать лучше собственные характеристики популярности домашних матчей. Такое, к примеру, случилось в Украине, где сконструированные к Евро-2012 передовые стадионы спровоцировали сильный прирост популярности матчей. В году 2011/12 на стадионы прибывало примерно на 2000 болельщиков больше, чем год назад (11295 против 9225). А первый экскурсионный тур года 2012/13 сразу определил свежий рекорд популярности – примерно 20 496 человек на одной игре. Разумеется, тут сыграл собственную роль и прошедший чемпионат Европы.
Поведай о себе на Russia.ruВ различие от «Спартака», который собственный спорткомплекс создает учащенными ритмами и гарантирует раскрыть в 2016 году, «Зенит» сооружение собственного стадиона запустил на самотек. А конкретнее – дал на откуп муниципальным силам. В итоге премьер Д. Медведев именует данный проект «позорным долгостроем». Но несмотря на это в клубе возникают Халк и Витцель, и они будут играть на древнем «Петровском», который достаточно давно израсходовал себя как бизнес-объект. Приблизительно аналогичная картина со свежим стадионом ЦСКА, который должен совместно с «Динамо» играть в Химках, куда очень многие болельщики двух клубов просто не добираются.
Обладатели отечественных клубов, вероятно, не до конца осознают, что включение денежных средств в стадионы – это маршрут в будущее. Нашему футболу необходимо одолевать ту бездна, которая как и раньше изолирует нас от ведущих азиатских лиг. И никакие Халки не сумеют данный маршрут уменьшить, если не будет изменена теория формирования футбола. Необходимо прекратить делать из себя посмешище совместно с аравийскими шейхами, а заняться солидным делом, как это принято в Европе. Иначе не следовало в данную Европу и даваться. Азиатскую Лигу чемпионов скорее всего выиграть не в образец легче.
Ну и не менее значительным видится еще один момент. Для чего нам вообще необходим футбол? Данная необычная игра, которую очень многие полагают достаточно глупой, а за которой миллиарды других наблюдают с замиранием сердца… Футбол если рассматривать идеальный вариант должен конвертироваться в эндорфины, вырабатываемые людьми. В молокососов, которые на следующий день после поединка выйдут во двор с мячиком, чтобы сыграть в «халков и витцелей». Еще в людей по всей планете, которые заявят собственным друзьям: «Видели, как позавчера эти русские обставили «Милан»?. Не надо забывать, что это просто игра, однако она имеет социальное и имиджевое значение. Это далеко не так существенно, как голы, очки и суммы наградных, а намного главнее в длительной возможности.