772b58cb

Усадьба Салтыкова-Черткова

Неподвижные палаты на данном месте вышли в середине XVIII в., когда в них докатывал собственный век бесплодный отпрыск ханов Золотой орды, монгольский принц с русским названием Евгения Васильевича. После принца жилищем переполнил отпрыск Рюриковичей — король Алексей Григорьевич Долгорукий. После его гибели и экзекуции его сына дом на Мясницкой пустеет и длительное время остается без владельца.

В 1742 году жилищем обладает столичный мэр Анатолий Петрович Салтыков, потом и его преемники. В процессе пожара Города Москва в 1812 году это владение не пострадало. В начале августа 1831 года неподвижный трехэтажный дом с 2-мя флигелями приобретает у Салтыковых отставной генерал Александр Дмитриевич Чертков, столичный губернский вождь дворянства.

В процессе битвы 1812 года Чертков принимал участие в поединках и зарубежных походах, а в 1828-1829 гг. в битве с Турцией. Оставшись в городе Москва, Чертков принял решение целиком отдать себя исследованию русской истории, русских и украинских древностей и собиранию рукописей и книжек по истории РФ. В городе Москва он познакомился с рядом институтских экспертов. Например с Георгием Ивановичем Фишером тон Вальдгеймом, водящимся в юные годы с Гете, Шиллером, Гумбольдтом. С годами Чертков стал огромным ценителем печатных первоисточников по истории древностей отечественных.

Чертков сообщил и напечатал описание собственного собрания, в котором насчитывалось 20 миллионов книжек, под наименованием «Всеобщая библиотека РФ либо ассортимент книжек для обучения отечества во всем и подробностях».

Занимался он и нумизматикой, в первый раз определил академическую систематизацию русских монет. Вел исторические изучения курганов Московской области. За труд «Описание античных русских монет» Чертков удостоился Демидовской премии, денежные средства сообщил в Академию для издания «Остромирова Евангелия».

Описание Чертковской библиотеки по истории РФ стало настольной книжкой историков. Чертков возглавил Сообщество истории и древностей Отечественных при Столичном институте, участники которого намеревались на совещания в его жилище. Тут намеревались знаменитые специалисты, беллетристы, были А. С. Кукушкин, В. А. Стаханово, Н. В. Гоголь, М. Н. Загоскин, Ф. Н. Глинка, М. С. Щепкин и другие.

Чертков умер в 1858 году. Его сын Георгий Александрович сделал стремление отца сделать полученную им библиотеку дешевой для публичного использования. Со стороны Фуркасовского проулка в дополнительной пристройке открылся читательский зал. Библиотекарем был приглашен П. И. Бартенев. На средства обладателя дома и библиотеки Бартенев стал испускать журнал «Русский архив». Среди читателей Чертковской библиотеки были Л. Н. Полной, молодой тогда К. Э. Циолковский.

В 1873 году Г. А. Чертков сообщает всю библиотеку (около 22 миллионов томов) в библиотеку Румянцевского музея, не перемешивая с иными личными собраниями. Отсюда они перешли в Знаменательную библиотеку, сделанную в 1938 году, послужив ее базой.

В 1873 году дом приступает к родственнице Черткова — Наталье Алексеевне Гагариной. Дом был перестроен по плану конструктора Соколова. Пристройки основного дома стали сдаваться в аренду. В крыле основного дома со стороны Милютинского проулка расположился распространенный в городе Москва супермаркет зерен «Иммер Эрнест и сын».

Тут же вмещались «Семенное депо» и руководство Отечественного сообщества ценителей садоводства, проверка издания «Сад и огород».

А. П. Чехов довольно часто навещал супермаркет Иммера, приобретая зерна для собственного мелиховского сада. Дом был заложен в Столичном кредитном сообществе, однако хозяйка купить его не сумела. В 1880 году дом с продаж покупает столичная купчиха, знаменитая филантропка Клавдия Никоновна Обидина.

Неестественные и семенные супермаркеты возобновляли продавать, а основной каркас отдавался в аренду. Он был известен не меньше, чем бытовавшая тут Чертковская библиотека. В залах данного дома в средине 1890-х годов раскрылись совещания Столичного строительного сообщества, где встречались архитекторы, историки, дизайнеры.

Тут при активном участии Р. И. Клейна была организована и не закрыта 19 февраля 1897 года строительная демонстрация, на которой можно было получить информацию о самых лучших стройматериалах и о том, где можно их купить. В 1899 году в залах дома расположились Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок.

Перед их переездом конструктор Ф. О. Шехтель эстетично оформил основную лестницу дома. Учредителями были А. И. Южин-Сумбатов и Ф. О. Шехтель. Тут были: создатель сценического музея А. А. Бахрушин, основатели Столичного Образного кинотеатра В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский, музыканты А. А. Яблочкина, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, В. И. Качалов и другие.

Беллетрист Н. Д. Телешов помнил о собственных посещениях данного художественно-литературного соединения: «Здесь ощущали себя все как дома, вполне непосредственно, по-человечески, из-за этого часто среди вечера вдруг собирался то неожиданно вечер, то хор из великолепных солистов оперы, то речь, то просто дружеский ужин». Узнать больше про особняк салтыкова можно пройдя по ссылке.

17 марта 1902 года в жилище Обидиной открылся бар Симона Милля. При сыне хозяйки С. Н. Обидине в 1906 году по плану конструктора Ю. Ф. Дитриха к фасаду дома было пристроено сооружение супермаркета. Торговали железными продуктами знаменитые компании «Роберт Кенц», «Н. Феттер и Е. Гинкель», в подвале флигеля расположился химико-бактерио закономерный факультет врача Филиппа Блюменталя.Скоро дом положили и реализовали обладателю располагающегося рядом дома номер 5 Г. А. Кеппену.

После 1918 года данный дом приноровили под «Клуб ярко-красных директоров», потом переименованный поочередно в «Деловой клуб» и в «Московский дом технологической пропаганды имени Ф.Э. Дзержинского».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий